Site icon СОЛЕВАР

Потерянная Пермь 2

«Солевар» продолжает тему городской перестройки и демонтажа некоторых архитектурных «излишеств», а то полного сноса зданий в Перми в начале 20-х годов прошлого столетия. Делаем мы это основываясь на уникальных фотографиях того периода многие, из которых публикуются впервые.

Новым поветрием в постреволюционной России стали массовые «субботники». Рабочие и служащие, в свободное от основной работы время, вооружившись лопатами и метлами, выходили на изрядно поизносившиеся за период так называемой «разрухи» улицы и дворы.  

Источник «разрухи» на наш взгляд довольно метко определил Михаил Булгаков в своем бессметном произведении «Собачье сердце»: «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? – яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за неё. – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – я смеюсь…»

Фото: Михаил Кориненко , “Пермский стиль”. www.numismat.su

Так вот, на этих самых субботниках в Перми не только убирали и приводили в порядок дворы и улицы, но и «освобождали» город от зданий и сооружений, которые так и или иначе напоминали о прежних порядках. На этой фотографии мы видим начало разборки главного храма Успенского монастыря. Его иконостас сооруженный по проекту Михаила Нестерова так же разобрали и частично передали в только что, открытую в здании бывшего кафедрального Спасо-Преображенского собора, художественную галерею. Кирпичи храма в дальнейшем использовали для сооружения общественной бани на улице Ленина (до революции улица Покровская).

А на этой фотографии запечатлен момент демонтажа колокольни Никольской церкви бывшей Мариинской женской гимназии (ныне Пермский государственный аграрно­-технологический университет). Комплекс зданий, построенный по проекту одного из лучших уральских архитекторов Юлия Дютеля, сохранился до сих пор. В бывшей церкви сейчас располагаются спортивные залы. А если подняться в библиотеку учебного заведения и обратить свое внимание на ее потолок можно увидеть чудом сохранившийся, инкрустированный красным деревом, кусок свода бывшего Никольского храма.

Впрочем, не только церковные здания, но другие сооружения Перми внешне заметно изменились после революции. Например, дом пароходчика Мешкова (ныне краеведческий музей) утратил изящную, резную ротонду. Ее хорошо видно на этой фотографии. К слову, ротонду хотели восстановить к переезду в здание музея, но до воплощения этой идеи в жизнь, как в прочем и до много в Перми другого руки пока не дошли.

Исчез и балкон на доме пермского губернатора на улице Сибирская. Именно на нем живописно расположились мальчишки, наблюдающее с этого возвышения за стремительными изменениями во внешнем облике бывшего губернского центра. Чуть выше по Сибирской до революции находилась благородное собрание, которое новые власти к этому времени уже переименовали в клуб «Красная звезда». В следующей статье мы продолжим путешествие по Перми двадцатых годов двадцатого века.  

Exit mobile version