Пермские боги в поисках приюта. Ч. II

Обзор

Руководство Прикамья минимум дважды организовывало конкурсы архитекторов под проекты для нового здания Пермской художественной галереи. Оба раза на отбор и призы тратились суммы, исчисляемые в десятках и сотнях тысяч долларов. Оба раза по неизвестным причинам проекты-победители отвергались. В 2008-м году, региональные власти так поступили с итогами международного конкурса. Победитель оказался не у дел. Неожиданный «переход» заказа от победителя Бориса Бернаскони в руки бывшего председателя жюри Петера Цумтора, вызвал шок среди российских архитекторов.

Не рисовать, а строить!

 Известный архитектурный критик Григорий Ревзин, в своём нашумевшем выступлении на Московском урбанистическом форуме заявил:

«Зачастую известные российские архитекторы берут пример с лучших западных коллег, которые, оказываясь в России, стране, требующей заглянуть в душу, как будто превращаются в настоящих крокодилов.  – цитирует слова Григория Ревзина журнал Strelka Magazine –  Пример прославленного и гениального Петера Цумтора, который, будучи председателем жюри конкурса на проект Пермского художественного музея, после объявления победителей побежал к губернатору Чиркунову и объяснил, что лучше всего заказать проект музея ему – это настоящий эталон мировой архитектурной этики. Мы все должны равняться на этого человека».

Ну а в пермских властных сферах и среди некоторой части провинциальных интеллектуалов, в 2012 году царила настоящая эйфория. Некоторые СМИ даже вспомнили слова Цумтора при вручении ему Притцкера-2009:

“Надеюсь, эта премия даст надежду молодёжи: они скажут, если Цумтор делает так, то и у нас должно получиться создавать целое здание, а не рисовать только детали и фасады”.

Впрочем, именно для Перми эти слова замечательно не сбылись, поскольку дальше «рисования» дело никак не продвинулось. С «явлением Цумтора» место строительства нового здания галереи на месте ДК «Телта», к которому был привязан международный конкурс 2008 года, было объявлено неудачным.

Экзистенциальный пароход

Швейцарский мастер презентовал свой вариант: здание в виде огромного парохода предлагалось «втиснуть» на крутой склон между зданием бывшего ракетного училища (ВКИУ) и линией железной дороги, идущей параллельно набережной Камы.

Пермские боги в поисках приюта. Ч. II
Компьютерный вид “посадки” на место здания от Петера Цумптора

Архитектурный шедевр планировалось возвести к концу 2015 года. В краевой инвестиционной программе, принятой в 2012 году, на проектирование и строительство галереи предусматривалось 1,2 млрд рублей.

Пермские боги в поисках приюта. Ч. II
Модель расположения из воска.

К марту 2013 года Петер Цумтор “со товарищи” должны были разработать и представить окончательный вариант проекта галереи, план его воплощения в жизнь и детальный график работ. Однако на этот раз судьба не улыбнулось архитектору, на творческий метод которого, как выражались российские СМИ 2000-ых, «оказала влияние философия Мартина Хайдеггера». Присланный в Пермь из Москвы в 2012 году, новый губернатор Виктор Басаргин, положил конец «культурной революции» своего предшественника и решил сэкономить бюджетные деньги на дорогостоящих проектах. В числе последних оказался и «швейцарский корабль» на камском склоне.

“При всей симпатичности проекта Петера Цумтора мы получили однозначные заключения экспертов, что на склоне реки он реализован быть не может. Сыграли свою роль также и устойчивость склона, и близость железной дороги. Причём стоимость строительства именно в этом месте превышает два млрд рублей, хотя изначально речь шла о 1,2 млрд рублей”.

Пермские боги в поисках приюта. Ч. II

Подмоченное счастье…

Виктор Басаргин поддержал идею переезда пермской картинной галереи в здание бывшего Речного вокзала на набережной Камы (напротив станции Пермь-I). Проект реконструкции предложил пермский архитектор Сергей Шамарин – в частности, предлагалось надстроить третий этаж, установить на крыше стеклянные потолки-галереи и полусферический купол. Ожидалось, что для краевой казны этот рай искусства обойдётся в 1,2 – 1,3 млрд рублей. 

Пермские боги в поисках приюта. Ч. II

Проект подвергся резкой критике со стороны сообщества архитекторов. Противники перемещения галереи на бывший вокзал говорили о том, что это – одно из самых низких мест набережной Камы, которое находится в зоне возможного затопления. В истории Перми бывали случаи наводнений, когда вода доходила до железнодорожной линии. А в 2014, хотя разлив был не самым грандиозным, однако, арт-объект на камской набережной, в двух шагах от Речного вокзала – «Счастье не за горами» – на некоторое время сделался «водным».

Пермские боги в поисках приюта. Ч. II

После того как коллектив музея решительно выступил против перемещения коллекции на вокзал, и получил поддержку общественной палаты Прикамья, на идее реконструкции Речного вокзала под галерею поставили крест.

Сколько точно получили Петер Цумптор и Сергей Шамарин за свои нереализованные проекты, широкой общественности не сообщалось. В феврале 2012 года пермские СМИ писали, что «стоимость контракта швейцарского архитектора может составить 5 млн долларов». Однако речь шла о стоимости проекта в целом, а не о личном гонораре мастера. Впрочем, кажется, Петер Цумтор без гонорара не остался, хотя и региональный бюджет денег не потерял. Зато в весьма странной ситуации оказались предполагаемые спонсоры.

“Проектные работы по знаковым объектам Пермского края (галерея, оперный и т.п.)  финансируются «Лукойлом» –  с такой гипотезой выступил пермский общественный деятель Денис Галицкий, – Согласно соглашению с Пермским краем. И Петер Цумтор по этой схеме деньги получал, и Сергею Шамарину оттуда же черпают… Теперь представьте состояние чиновника, который дал указание заплатить Цумтору и «Лукойл» это сделал, а после публика начинает обсуждать, что это, мол, ошибка и даже глупость. Даже просто отказаться от своего решения – и то сложно, а тут всё обременено уже потраченными суммами со многими нулями…”

А в конце 2014 года начался новый эпизод бесконечного «сериала» о «скором и счастливом» переезде пермской картинной галереи на новое место.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
СОЛЕВАР