Пермские боги в поисках приюта. Ч. I

Обзор

На днях стало известно, что проект нового здания Пермской художественной галереи прошёл историко-культурную экспертизу. Здание предполагается построить недалеко от Речного вокзала на территории бывшего завода им. Шпагина. Проект толком ещё никто не видел, хотя вопросы (например, про расположение в зоне катастрофического затопления) уже есть. Перед обсуждением нового варианта уместно вспомнить проекты старые. Их было так много, что нам пришлось выбирать самые знаковые. А уж сосчитать количество затраченных денег и вовсе не представляется возможным. Только на конкурс 2008 года потратили не меньше 300 тыс. долларов.

Наверное, ни один художественный музей России, а, может, и всего мира, не пытался так часто найти для своей коллекции новое здание, как Пермская государственная художественная галерея. С начала 1970 годов было больше двадцати попыток найти новое помещение для знаменитых деревянных «богов» и других шедевров изобразительного искусства. Как вы понимаете, боги и поныне там.

Проект, загадочно «забытый»

В постперестроечное время, первый конкурс на проектирование нового «дома» для галереи, организованный администрациями области и города, прошёл в 1993 году. По условиям здание должно было разместиться в квартале, ограниченном улицами Попова, Монастырская, Осинская и Советская, недалеко от исторической пермской соборной мечети.

Энтузиазм тогда бил через край, участие в конкурсе приняли многие известные архитекторы из Перми и Москвы. Техническое задание предусматривало, что в современном, просторном здании галереи сможет экспонироваться значительная часть из богатой художественной сокровищницы галереи (тесное здание бывшего кафедрального собора позволяет показывать посетителям не более 5-6% фонда).

Пермские боги в поисках приюта. Ч. I
Один из проектов конкурса 1993 г. Фото:
https://www.skyscrapercity.com/showthread.php?p=98259737

Победителем конкурса был признан проект пермяка Виктора Щипалкина – этот вариант предусматривал вместительный четырёхэтажный корпус для демонстрации экспонатов и примыкающие к нему специальные помещения для хранения коллекции. Однако вскоре об этом проекте и площадке возле мечети власти почему-то «вспоминать» перестали.

Пермские боги в поисках приюта. Ч. I
Проект-победитель конкурса в современном варианте. Фото:
https://snailsmile.livejournal.com/151341.html

Сам архитектор признался в интервью «Эху Москвы в Перми» (март 2014), что причины отказа от проекта 1993 года, ему неизвестны:

«Тогда, действительно, был выделен участок, определён проект. А именно: квадрат вдоль улицы Попова между Орджоникидзе и Советской, квартальчик, где сейчас, помимо исторической мечети, большой коттедж «Раффайзенбанка». Потом, видимо, у участка изменилась судьба. Что именно произошло, – у меня информации нет».

От визита патриарха до всемирного конкурса

В мае 1996 года Пермь посетил глава Русской православной церкви, патриарх Алексий II. Вероятно, уже во время этого визита, с руководством Прикамья активно обсуждался вариант возвращения РПЦ здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.  В том же году администрация Пермской области объявила о передаче собора Пермской епархии (хотя официально бумага о переходе исторического комплекса зданий в собственность РПЦ подписана в конце 2011 года).

Но, собственно, уже в конце 1990-х было ясно, что вопрос об «освобождении помещения» галереей принципиально решён. В марте 2006 года губернатор Олег Чиркунов встретился с Алексием II в резиденции патриарха. Руководство РПЦ вновь напомнило о церковном имуществе. Глава края заверил, что вариант строительства нового здания галереи вот-вот появится на свет. Впрочем, новый конкурс состоялся только в 2008 году. Правда, теперь он уже имел статус международного состязания архитекторов.

Для Перми – «неуместная вычурность»?

Конкурс «PermMuseum-XXI» 2008 года проходил под патронатом Федерального агентства по культуре и кинематографии, заказчиком выступило Министерство культуры и молодёжной политики Пермского края. Организатором стал «Центр современной архитектуры» при участии Союза архитекторов России.

«Музейный центр Perm Museum-XXI должен стать одним из самых важных культурных объектов России и самой современной художественной площадкой в музейном пространстве России, – заявлялось на презентации конкурса. – Впервые в России именно в Перми музей решили сделать символом возрождения города».

Пермские боги в поисках приюта. Ч. I
Автор проекта Заха Хадид. Иллюстрация:
http://magazyn.o.pl/2011/perm-muzeum-xxi-wieku-i-peter-zumthor/#/04-projekt-galerii-sztuki-zaha-hadid/

Призовой фонд конкурса составил 300 тыс. долларов. Председателем жюри потрудился известный архитектор из Швейцарии Петер Цумптор. Первую и вторую премии (100 и 70 тыс. долларов соответственно) получили россиянин Борис Бернаскони и швейцарец Валерио Олджати. Принимавшая участие в конкурсе «звёздный» архитектор Заха Хадид из Великобритании, автор таких монументальных сооружений, как Центр Гейдара Алиева в Баку, и оперного театра в Гуанчжоу, получила «утешительное» третье место с гонораром в 50 тыс. долларов США.

Пермские боги в поисках приюта. Ч. I
Проект Валерио Олджати.
https://snailsmile.livejournal.com/151341.html

Надо отметить, что многие российские специалисты и специализированные издания скептически оценили результаты конкурса.

«Архитектурные международные конкурсы в России, особенно с громким участием world stars, всегда превращаются в неумелый фарс, – например, говорилось в статье авторитетного московского архитектурного журнала SALON Interior. – Все изначальные ратования за местный колорит и контекст в конечном счёте оборачиваются реверансом в сторону посредственных плодов всё того же интернационального стиля. Здание, предложенное для пермского «Гуггенхайма» Борисом Бернаскони, как и скромно-пластический этюд Захи Хадид, может быть построено в огромном количестве мест, но для низкорослой, подёрнутой энтропией Перми, это неуместная вычурность».

Пермские боги в поисках приюта. Ч. I
Проект-победитель Бориса Бернаскони.
http://magazyn.o.pl/2011/perm-muzeum-xxi-wieku-i-peter-zumthor/#/01-wizualizacja-projektu-borisa-bernaskoniego/

И снова – «детектив»…

Под строительство проекта-победителя конкурса 2008 года планировалось отвести площадку на месте бывшего ДК культуры завода «Телта» (улица Окулова, 14). Казалось бы, теперь, победитель, талантливый москвич Борис Бернаскони, должен получить от властей Прикамья «зелёный свет» на дальнейшую работу. Но не тут-то было. Правительство региона отказалось от проекта московского мастера. Проектированием пригласили заняться … экс-председателя жюри «Большого конкурса-2008» Петера Цумптора, который предложил губернатору Олегу Чиркунову свой проект. Он якобы давно лелеял его в своих мечтах.

Борис Бернаскони потребовал у пермских властей выплатить ему неустойку в сумме более одного миллиона рублей. Суды шли годы, и только в январе 2018 года, Ленинский районный суд Перми, по сообщению «РБК-Пермь», отказал архитектору во взыскании компенсации с правительства Прикамья.

С 2012 года в «летописи переезда» пермской галереи открывается «глава Цумптора», – политически и художественно отдельная тема, о которой мы расскажем в продолжение этой истории.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
СОЛЕВАР