Комплекс полной культурной концентрации, ч.II. Егошихинский тупик

Благоустройство

Глобальную концепцию территории реновации территории в устье Егошихи представили на пермском градсовете как новейшую. Сделал это пермский архитектор Виктор Воженников. Внимательный взгляд позволяет увидеть, что концепт существует не первый день, создан, фактически, московскими проектировщиками, и по нему уже заказаны проекты. Пермские эксперты указывают на фундаментальные просчеты. Если их не ликвидировать, весь комплекс рискует превратиться в огромный вариант пермского пешеходного квартала.

Сделано в Москве

В конце марта, градсовет выслушал концепцию архитекторов Виктора Воженникова и Сергея Чобана, масштабностью много превосходящую и эспланаду, и любые варианты реконструкций улиц Перми. Архитекторы предложили единое культурно-рекреационное пространство в устье реки Егошиха. Там будут несколько музеев, художественная галерея, театр оперы и балета. А еще амфитеатр, пруд и даже канатная дорога. Подробно мы описывали проект в отдельном материале.

Новаторская и «никогда не озвученная» концепция преобразования «Егошихинского тупика», не озвучивалась только публично. Работа по ней ведется давно, только до общественности Перми ее не доводили. Еще в декабре прошлого года некоторые ключевые позиции концепта московский архитектор Сергей Чобан обозначил для членов совета по культуре при губернаторе края:

«Многие европейские города доказали, что концентрация в одном месте нескольких музеев в сочетании с крупными общественными пространствами, зоной проведения свободного времени – очень интересная концепция. Это позволяет ознакомиться с культурой, экспонатами выставок»

Тогда проект назывался «концепция культурно-общественного пространства вокруг завода имени Шпагина» и имена пермских архитекторов не упоминались. Ключевая картинка, изображающая «как это будет» 5 месяцев назад, та же, что и сейчас, только опять же, подписи пермского архитектурного бюро под графикой не значится.

Комплекс полной культурной концентрации, ч.II. Егошихинский тупик
Скриншот сайта издания “Новый компаньон”. Публикация от 19 декабря 2018 года.

Сложно объективно сказать, какова роль в концепции пермских соавторов, но ключевые позиции, безусловно разработаны московским архбюро.

Заместитель начальника управления капитального строительства Пермского края Александр Фридлянд заявил, что и экономические расчеты по всей концепции уже сделаны полностью. Только цифр не назвал.

«В рамках разработки концепции, было ТЭО (технико-экономическое обоснование), проводилась оценка как капитальных затрат, так и эксплуатационных затрат. Оценивалась полностью вся работа по все территории. Должен отметить, что объект масштабный, стадийный и сейчас предусматривается реализация первой очереди. Это строительство здания галереи и благоустройство прилегающих территорий в границах земельного участка завода Шпагина. Сейчас, разработана концепция и разрабатывается проект планировки территории. ЦТИ занимается этим проектом. В рамках проекта планировки, концепция будет использоваться как техническое задание. Но, оценивалась полностью вся работа по всей территории», – подчеркнул господин Фридлянд.

Кроме того, Александр Фридлянд описал уже сделанные работы. И получается, что ключевые объекты уже находятся в различных стадиях проектирования. Галерея – проект, Историческое здание купеческих лабазов – проект, краеведческий музей – предпроектная стадия, по речному вокзалу и станции Пермь 1, ситуация понятна. Вопрос: что имел в виду Глава Перми Дмитрий Самойлов, призывая и членов градостроительного совета и всех пермяков, стать соавторами этой самой концепции? Что делать общественности и экспертам, если решения по ключевым точка и объектам «единого культурно-рекреационного пространство в устье реки Егошиха» уже приняты? Любоваться картинками? Да нет, оказывается, надо сделать кучу работы за проектировщиков.

Спортивная егошихинская ходьба

Есть очень серьезные основания полагать, что пространство может составить прямую конкуренцию пешеходной улице Пермская по части пустоты и ненужности. Андрей Головин, экс-вице-мэр Перми, руководивший в своей время «Бюро городских проектов», отметил несколько ключевых недостатков концепции:

«…Там, где есть возможность строить, у нас появляется пустота. А там, где должна остаться природа, мы ее активно застраиваем и превращаем в бетон… Обратите внимание, у нас нет связности между объектами. Все переходы, которые мы видим, это 400-500 метров. Это много даже по меркам сельской местности. А по меркам города –  нонсенс. Территория транспортно не связана. Общественный транспорт, конечно хорошо, но… Если человек выходит у речного вокзала, то ему идти до галереи 500 метров…»

Комплекс полной культурной концентрации, ч.II. Егошихинский тупик

Это расстояние от нынешней остановки “Пермь I” до будущей художественной галереи. Все пространство пешеходное, идти только пешком.

Комплекс полной культурной концентрации, ч.II. Егошихинский тупик

А вот прямое расстояние от будущего здания театра оперы и балета до будущей же галереи. Идти по прямой не получится. Вот как выглядят переходы между объектами на схеме концепции.

Комплекс полной культурной концентрации, ч.II. Егошихинский тупик

Андрей Головин рассказал, что у Перми уже есть неудачный опыт подобных прецедентов. Это мемориал на Вышке, который по словам эксперта деградировал, потому что потока людей туда нет и не случится. Это и улица Пермская, которую «не смогли оживить. Функции не соответствуют трафику». «И сейчас мы открываем территорию, но не организуем туда трафик». О том же, только с другой стороны говорит и член градостроительного совета Ирина Май:

“Пока я вижу объекты, которые привлекут сюда взрослое интеллектуальное население или школьников с экскурсиями. Представляется, что есть целевые группы, которые нуждаются в постоянных прогулках, например, родители с детьми, молодежь – здесь объектов для них я не увидела”.

Если переводить, с градостроительного языка на русский, то получается следующее. Если не пересмотреть систему людских и транспортных потоков на территории комплекса, то люди туда не пойдут и не поедут, по одной простой причине: им будет неудобно, да и незачем.

Итак, что получается. Московские проектировщики размещают ключевые музейные и культурные объекты города в тупике. Это закрытая, без налаженных человеческих потоков территория. Ехать туда неудобно и ходить там неудобно. Представленная архитекторами концепция, пока проблему не решает никак. Если оставить проект в существующем виде, туда не пойдут и не поедут, а пространство может повторить судьбу пермской “пешеходки”, только в глобальных масштабах.

Не известно, насколько этим будут озабочены московские проектировщики, это уже не важно. Нам предлагается самим придумать, как тупика (во всех смыслах) избежать.

И это не единственная проблема Егошихинского кластера.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
СОЛЕВАР