Пермские легенды нашего времени. Георгий Чагин

Пермский хронограф

24 апреля этого года на старинном здании Чердынского краеведческого музея открыли мемориальную доску. На открытие и приуроченные к дате научные чтения приехали лучшие историки, археологи и музейщики Прикамья. А потому что это были Чагинские чтения, и доску повесили в честь главного этнографа Прикамья Георгия Чагина.

Георгий Чагин родился на севере Пермского края в деревне Бани Чердынского района.

«Я учился в Ныробской школе Чердынского района, ее и закончил. В старших классах мы занимались историческим и географическим краеведением, это меня как-то увлекло. Когда я в 1969 году заканчивал школу, у меня не было вопроса «кем быть». Он был уже решен…»

Ныроб, с его древней историей, которая вплотную связана с родом Романовых, увлек исследователя. Именно здесь, в Ныробе, за 11 лет до восшествия на престол первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича, принял мученическую кончину его родной дядя, Михаил Никитич.

Пермские легенды нашего времени. Георгий Чагин
Фото из ленты Натальи Аксентьевой с открытия фотовыставки
“Мир по имени Георгий Чагин”
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2296992267026551&set=pcb.2296994120359699&type=3&theater

Георгий Николаевич очень много сделал для того, чтобы вернуть эту, практически забытую в советские годы, историю в сознание сегодняшних жителей Прикамья.

«Когда царем стал Михаил Федорович, чердынский воевода Лодыгин пишет ему грамоту: обратите внимание на Ныроб в моем уезде.  Он ведь связан с восхождением вашей династии. Здесь был ваш предок. Чтите этот Ныроб, тем более, крестьяне, за вашего предка пострадали, они тайно подкармливали узника, а потом их наказали и даже некоторые из них погибли…»

Именно Чагину удалось восстановить и записать сохранившиеся в народе предания о Ныробском узнике.  «Народу нужен еще и богатырь, защитник земли, – пояснял профессор – И вот, записан такой сюжет. Когда Михаила Никитича, изможденного, в цепях все-таки доставили до Ныроба и показали ему яму, он пришел в страх. Ужас его объял, он схватил тяжелейший возок и кинул его на сторону. Мог ли он это сделать, пройдя такой мученический путь? Может, и сделал, а может, и не сделал. Но в преданиях, в легендах он это сделал. Что за этим видим мы? Народу нужен сильный человек. Защитник-богатырь».

Долгие годы Георгий Чагин возглавлял Чердынский музей. В фондах музея, этого небольшого сегодня города, собраны свидетельства освоения русскими Урала и Сибири. Свидетельства подъема и упадка Чердыни, а вместе с ней и всей Перми Великой – прародины финно-угорских народов, и восточного форпоста России.   

«Я всегда интересовался разными темами – и культурой, и бытом, и войной, и судьбами людей. Как-то это все стало неотъемлемым для меня. Это нашло отражение в моих работах, которые посвящены Пермскому краю и сопредельным территориям. Их культуре, быту, традициям. Еще я изучал историю городов и заводов, природу, культурные ландшафты, влияние человека на природную среду…»

Пермские легенды нашего времени. Георгий Чагин

Пермские легенды нашего времени. Георгий Чагин
Первая книга Г.Н Чагина, 1972 г. Фото:
https://www.facebook.com/griggolo/posts/2811586892246626

Георгий Николаевич не был кабинетным ученым, он много и охотно делился своими знаниями, организовал выставки, проводил экскурсии. И вновь обратимся к интервью, которое ученый дал радиостанции «Эхо Москвы в Перми» в 2014-м году:

«У меня был курс «историко-культурное наследие Пермского края». Там рассматривали этнографию, архитектуру, заводскую культуру, региональные символы… много чего. Это было студентам интересно. Хочу свозить ребят в Кунгур и провести им там экскурсия. Я думал, они не пожелают, если поедут, а они проявили интерес. Можно учить, когда есть заинтересованность, но надо почувствовать этот интерес и тогда работать…»

Много внимания Чагин уделял изучению быта, преданий, истории, культуре народов, населяющих Пермский край. В экспедициях, исследованиях и поездках ему открывались забытые, а порой и просто утраченные факты. 

«Этнография изучает и современное состояние народа и углубляется в прошлое. Я в своих исследованиях изучение начинал с XV – XVI века. С того времени не осталось ни костюмов, ни предметов труда, но есть письменные документы, по которым я сделал реконструкцию…  В своих экспедициях я собрал около 3000 экспонатов. Они переданы в музей. У меня было патриотическое желание сохранить это. Приходилось убеждать людей поделиться этими предметами. Не все они отреставрированы, но большая часть из них уже экспонируется.  Они могут быть полезными и для исследователей».

Пермские легенды нашего времени. Георгий Чагин

Георгий Николаевич не просто знал Пермский край, он старался сделать все, чтобы каждый человек, с которым он общался, проникся любовью к истории и культуре региона. Он был настоящий подвижник и просветитель. Его речь была наполнена яркими образами, которые легко переносили собеседника через несколько столетий и давали ему возможность стать, если не соучастником, то свидетелем событий давно минувших дней. Позволю себе еще раз процитировать интервью профессора, которое мне посчастливилось записать, разговор шел о роли воевод Нарышкиных в становлении и развитии Соликамска.   

«Не послали Нарышкина воеводой куда-то к Охотскому морю, в Якутию, ещё куда-то в дальнее место, а в Соликамск, на стык Европы и Азии, в очень развитый экономический район. Воеводское управление было учреждено в Соликамске в 1613 году. Но до 1636 года был воевода ещё в Чердыни. В 1636 году воеводство в Чердыни упразднили, то есть получилось, что Соликамский воевода одновременно управлял двумя городами, двумя уездами (Чердынским и Соликамским). И, конечно, воеводская вот эта администрация тоже придавала силу и мощь, и статус городу Соликамску. Вот он и возвышался. Весь XVII век и особенно конец XVII века – это очень высокое экономическое и культурное развитие Соликамска. В Соликамске в конце XVII века впервые началось каменное храмовое строительство.  Да половина ансамбля была построена в эти годы.  Причём, как мы знаем, не отдельные церкви строили в городе, а целые ансамбли: то есть две церкви – одна колокольня, две церкви – одна колокольня, два собора – общая колокольня.»

Георгий Николаевич старался соединить в сознании человека прошлое, настоящее и, главное – подтолкнуть его к созиданию будущего. Созиданию, которое невозможно без осознания прошлого.  

 «Память – это много значит в жизни. Пусть она не только остается памятью, но пусть и работает на будущее».

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
СОЛЕВАР