Территория 2. Безалкогольная водка загробного мира

Культура

Второй сезон фолк-хоррора «Территория», снятого в нашем крае, представлен кинотеатром PREMIER. Фанаты уверяют, что продолжение не уступает началу: зрители от первой до финальной серии прикованы к экрану сюжетом и пополняют свои знания о мифологии коми-пермяков. Осторожно спойлеры!

Напомним, что убитые «медвежьим шаманом» в финале первого сезона сериала герои попадают в странный мир: вроде, та же самая лесная глушь, узнаваемые коми-пермяцкие деревни, бесконечные леса и дороги. Но большинство сельских изб пусты, в них царит запустение…

Меж мирами плохо спится, но полезно подкрепиться…

Городской житель Егор Чудинов (он же – шаман Пам), милиционер Костя Мурзин и студентки пермского университета Надя и Таня, поехавшие за фольклором , ничего не могут понять. Но «марийская колдунья» объясняет, что они находятся в «мире духов», и если за 40 дней не вернутся в мир живых, то умрут окончательно.

Территория 2. Безалкогольная водка загробного мира
Когда ты понимаешь, что ты – Пам, жизнь приобретает иной смысл и вкус

«Мир духов» – «изобретение» создателей сериала. В коми-пермяцкой мифологии такого «зазеркалья» нет. Народы коми верили в душу (лов), которая покидает тело человека после смерти и какое-то время может находиться рядом с родными, помогать людям, а иногда и «сердиться» на них. Но душа находится в нашем мире, а не в параллельном, из которого на протяжении всего второго сезона «Территории» отчаянно пытается выбраться Егор и его друзья. Да и четверо героев не похожи на духов – они существуют осязаемо и видимо друг для друга, страдают и любят, нуждаются в еде и питье…

В сериале эта тема обыграна блестяще, у Егора и его товарищей, томящихся между мирами, вдоволь съестных запасов и даже… спиртного. Правда, ближе к истечению заветного срока, водка «теряет градус» и всякую привлекательность для любящих выпивку мертвых обитателей этого странного мира.

Откуда берется это изобилие – неизвестно, магазины в «зазеркалье» не работают. Почти нет других людей: правда, Костя встречает умершего друга, которого с помощью магического обряда вызывает к себе, в мир живых, жена Елена Витальевна, глава местной районной администрации. Из этого друзья заключают, что между мирами есть связь, с помощью которой они могут вернуться на землю, без страшной сделки, которую требует от них «медвежий шаман» (он же – Николай, дядя Егора).

Зачем умершим еда и питье?  Сценаристы последовали народным представлениям: в языческих поверьях коми, душа материальна. В начале ХХ века в деревнях в гробах делали «окошечки», чтобы лов мог посетить мир людей, посмотреть, как живут  родственники. Душа испытывает потребности, поэтому для покойников на погостах оставляли угощения, поминали их во время домашней трапезы.

 «Душа тоже кушать хочет, на могилах обязательно надо пищу оставлять. Носим стряпню, конфеты, чай сладкий наливаем», – рассказывали этнографу Ольге Голубковой жители одного из поселков республики Коми.

Таинственная связь души и тела

 «Старики так дорожат родной могилой, что боятся уходить далеко от родины и умереть на чужбине, – писал в начале ХХ века этнограф коми Василий Налимов. – Душа, по их верованию, не уходит далеко от своего тела: где тело похоронено, там поблизости и душа живет. Вследствие этого душа зырянина, кости которого далеко покоятся от костей родственников, может и не встретиться с душами последних в загробном мире и будет тосковать. Душа, по верованию зырян, живет внутри черепа. Это мне известно как из личных опросов зырян, так и из целого ряда рассказов, наблюдений над жизнью зырян. Между прочим, есть верование, что не похороненные черепа останавливают прохожих и просят погребения. По другому варианту, не погребенные черепа издают своеобразный свист, и если кто их не похоронит, того обитающая в черепе душа, накажет, наславши на него несчастье».

Во втором сезоне сериала поверье о связи души и тела интерпретировано  интересно: когда «медвежий шаман» сжигает труп Кости, тот исчезает,  уходит из зазеркалья в иной мир, умирает для живых безвозвратно. Надя и Таня, тела которых колдунья Шура спалить не дает, в последнем кадре выходят из пещеры живыми в нашей реальности.

У коми существует представление, что душа обладает собственным выбором и остается «при живых» не навечно. Налимов описывает это так:

«Земля, по верованию зырян, не является постоянным местом пребывания усопших. На земле они остаются до тех пор, пока им приносят дары, пока им доставляет удовольствие наблюдать жизнь близких, дорогих им лиц. А потом усопшие переселяются на другую планету, где их жизнь мало отличается от земной. Они имеют там такое же тело, какое имели при жизни, носят ту же одежду, в которой были похоронены. Новая планета даже несколько богаче флорой и фауной, чем земля: всего там больше и все там достигается легче, в большем количестве, чем на земле».

Относительно местоположения загробного мира нет единого мнения. По словам историка Владимира Петрухина, «в представлениях коми нет четкого противопоставления ада небесному раю – белые избы, где живут после смерти праведники, могут располагаться здесь же, в преисподнем загробном мире».

Тяжело с колдунами… без фиги в кармане?

Авторы второго сезона показали персонажей коми-пермяцкой мифологии. Людей с магическими способностями показано пятеро: Пам (Егор), «медвежий шаман» (дядя Коля), Пермяк, колдунья Шура (жена участкового Кости) и любитель легкого заработка Вася. Вася за мзду пытается лечить деревенских мужчин от пристрастия к зеленому змию – но в этом не преуспевает. Обилие волшебников («знающих», как их именуют местные) обычно для коми-пермяцкой демонологии.

Территория 2. Безалкогольная водка загробного мира
Борец со злом между мирами – участковый Костя

«Когда я приехала в Захарово в 1974-м году, мне сказали: «Здесь – а деревня большая была, школа и все было, – много колдунов, сорок шесть человек колдунов». Как тут уберечься?!» – рассказывала жительница села авторам сборника «Материалы по коми-пермяцкой демонологии». – Одна медичка здесь была, говорит: «Мне колдунья встретилась, и я пальцы вот так сделала – фигушки на обеих руках – в карман сунула так и иду. Нужно, говорят, тогда сказать: «Колдун, еретник, лихорад,супостат, если можешь у себя облизать…» Облизать у себя, ну, поняли, что облизать? «Значит, и меня сможешь наколдовать».

Другие популярные средства от колдунов – заговоры, обереги, веник и даже…ножницы: если их воткнуть над дверью дома, колдун окажется взаперти и не сможет выйти. 

Механизация – средство от леших…

Один из трогательных персонажей второго сезона сериала «Территория» – милиционер Вова Хромой. Его в деревне считают неудачником; поговаривают, что он – «подменный». В детстве он пропал, а потом найден в лесу. В коми-пермяцкой мифологии считается, что  нечисть может подменить детишек в бане, в чаще, дома – их нельзя оставлять одних. У таких детей случаются припадки, во взрослой жизни бывают несчастными. Вова, которого преследуют неудачи, верит, что он подменен лешим, и – он даже не человек. Но глава района Елена Витальевна выясняет, что подменный – это не Вова, а его брат из прокурорских работников. Догадывается дама об этом, встретив Вовина брата возле бани, из которой выходит его подруга – страшная нагая старушка с распущенными волосами. Незнакомка пытается схватить главу района за плечи. «Банные бабушки» не любят людей, и могут сильно «подрать», а то и задушить. И в баню с собой не допустят обычного человека.

Территория 2. Безалкогольная водка загробного мира
Вова Хромой озабочен, не подменен ли он в детстве лешим

Репутация Вовы оказалась спасенной. Местные дети в наши дни, если они не убегают в лес без взрослых, а просто гуляют, меньше рискуют оказаться подмененными. Лешие и прочая нечисть стали бояться людей. В Коми-Пермяцком округе можно услышать, что «лесные бесы» опасаются современной техники.

Единственный недочет второго сезона  – быстрая смена на экране персонажей коми-пермяцкой мифологии. Не всех удается рассмотреть. Даже в «скоростном» варианте  показали не всех обитателей фантастического мира Пармы. Это можно исправить, сняв еще пару-тройку сезонов. Поклонники сериала будут не против.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
СОЛЕВАР