«Охраняется государством»

Город
Как в Перми охраняется архитектурное наследие

Сохранение исторического наследия – важный процесс, так город возвращает свою идентичность и историю, становится привлекательным для жителей и туристов. К трехсотлетию Перми отреставрируют два памятника архитектуры: «Дачу Синакевича» и «Дачу на набережной». Но, к сожалению, новости о сохранении культурного наследия редкость, многие памятники архитектуры и здания разных эпох не дожидаются своего часа и попадают под снос либо разрушаются от времени без надлежащего ухода.

О важности архитектурного наследия и влияния города на нас, поговорим с архитектором-реставратором Геннадием Вожениковым.

Где здесь памятник?

Часто встречается мнение, что городу не нужна историческая архитектура. Люди не понимают, что из таких деталей, как дом, на фасаде которого расположены лепнина и маскароны, или советская вывеска магазина, формируется ценность города. Жители соприкасаются с городской средой и спустя несколько лет помнят, что на той или иной улице находилось, например, кафе, магазин или другое значимое для них место. Почему же среди пермяков распространено негативное отношение к исторической застройке? Этот вопрос мы задали нашему эксперту.

“У меня есть небольшой опыт: в день памятников даю лекции на тех объектах, где проводил реставрацию. И приходят разные люди, порой, с таким мнением “вот дурью маетесь, на эти же десять миллионов вместо двухэтажного домика построить четырехэтажный панельный, и было бы больше выхлопа”. Мне кажется, это происходит, не только от недостатка культуры, но и от недостатка знаний и истории этого места.”

И действительно, как администрация города, так и собственники жилья не заботятся о сохранности фасадов домов: ставят кондиционеры, оригинальные окна и двери заменяют на пластиковые, а при реконструкции утрачиваются элементы декора. 

Разберем на примере. Церковь Святой Марии Магдалины, расположена на улице Ленина, 11, построена в 1889-1892 годах архитектором Турчевичем А. Б. Является памятником архитектуры. По архивным фотографиям можно проследить историю здания: двухэтажная постройка с элементами неоклассицизма, куполом и колокольней, к которой в 1930-е годы был надстроен третий этаж, а после здание перестроили под учебное заведение, сегодня в нем находится институт экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН. Часть фасада, где расположен институт, приведена в порядок, но утрачено много декора, от первоначального строения сохранились только колонны, а часть фасада, не принадлежащая институту, находится в ужасном состоянии: трещины, три вида облупленной краски и даже у таблички “охраняется государством” откололся угол. Печальная и очень показательная история. 

«Охраняется государством»

Геннадий Воженников поделился примером спасения памятников архитектурного наследия:

“Есть домик на Горького 30, на тот момент ужасно выглядящий, разваленный. Все говорили “да снесите это убожество, давайте что-нибудь красивое построим”, а мы отреставрировали, и обнаружили в этом доме уникальную систему кондиционирования без электроэнергии!”

Так до наших дней дошел первоначальный облик дома, спроектированный в 1830-х годах архитектором И.И. Свиязевым в стиле классицизм. Сегодня в здании расположена стоматологическая клиника, и радует, что вывеску не сделали в кричащем дизайне, который портил бы фасад памятника.

Спасти или построить заново

“Из-за Пивзавода меня ассоциируют с “новодельщиком”, – делится архитектор, – но этот объект нельзя было спасти иначе.“

Здание бывшего пивоваренного завода, пожалуй, самая обсуждаемая историческая постройка города. Много лет активисты и общественники боролись за сохранение фасада, считали его особым как в историческом, так и в архитектурном плане. На примере Пивзавода разберем, с какими трудностями сталкиваются реставраторы. 

“Мне повезло работать с этим зданием, как с больным, – рассказывает Геннадий,-  в 2003 году мы делали с отцом первые эскизные проекты. В этом же году стену в оригинале можно было сохранить. Позже внутренняя стена утратила несущую возможность.”

Зимой прошлого года стену Пивзавода начали разбирать, чтобы в будущем воссоздать заново. Новое здание уже не будет нести той исторической ценности, потому что без подлинности нет истории. 

“Вернуться к первоначальной реставрации можно только при музеефикации,например, Хохловка, но и в ней есть ошибки. Чем больше мы узнаем о нынешней пермской реставрации, тем больше мы понимаем, что есть разница интересов, компромиссов, технических и финансовых возможностей”, – отмечает реставратор. 

Уровень комфорта изменился, и перед архитекторами встает множество вопросов. Можно ли сохранить дом? А для чего это нужно? Как здание будет использоваться в дальнейшем? При сохранении архитектурного наследия возникают сложности с инвесторами, не многие готовы вкладываться в подобные постройки из-за коммерческих интересов.

В Перми есть пример сохранения исторических элементов. Геннадий Воженников рассказал о реставрационных работах в Храме рождества Пресвятой Богородицы:

“В 30-е годы прошлого века прихожане или другие люди совершили героический поступок: сохранили уникальные фрески, покрасив лики и кисти святых побелкой. Роспись сделана по сырой штукатурке и при наложении следующего слоя создавался эффект, как будто смотришь 3D-картину.”

Фрески были утрачены в процессе реставрации, но с помощью специальных технологий живопись удалось заснять и даже зафиксировать температуру цвета. К сожалению, сейчас наука не позволяет восстановить фрески, но в будущем этот процесс возможен.

Главной задачей реставраторов сегодня является сохранение предметов охраны культурного наследия: внешний облик зданий, декоративные элементы, а иногда и структуры плана.

«Охраняется государством»

Влияние архитектуры на человека

Архитектура – это искусство, с которым человек взаимодействует ежедневно. Ощущение города складывается из деталей. Выезжая за границу люди обращают внимание на сохранившуюся историческую застройку. Такие места становятся центром притяжения, оставляют после себя важные воспоминания. В Перми осталось немного подобных мест. Отслеживали ли вы свои ощущения, находясь рядом с храмом, зданием девятнадцатого века или среди многоэтажек? 

«Охраняется государством»

“Когда человек идет мимо старинного православного храма, – продолжает Геннадий Воженников, – особенно, если это не просто оштукатуренный классицизм, а убранство кирпичных узоров, он видит детально отражение своего тела в пропорциях храма. Такая архитектура называется живой. Сталинский ампир по пропорциям совпадает с православной архитектурой. У ДК Солдатова мы чувствуем пропорциональность, но при этом помпезность, мы видим дома на тихом Компросе и, когда воспринимаем его целиком – приятно и красиво, глаз отдыхает. Эту архитектуру мы воспринимаем как что-то родное и сомасштабное себе, а теперь рядом видим безликую стекляшку…”

Вопрос сохранения архитектурного наследия, безусловно, важен для города, бережное отношение к зданиям разной эпохи воспитывает культуру, возвращает городу идентичность, историю и самобытность. Жителям кажется, что история – это далекое прошлое, но с такой позицией мы будем еще быстрее терять ценные объекты культуры.

Оцените статью
( 7 оценок, среднее 5 из 5 )
СОЛЕВАР