Как пермяки праздновали Рождество

Пермский хронограф
От традиций дореволюционной России до наших дней

По старому стилю в России Рождество отмечали 25 декабря, 1 января праздновали Новый год, 6 января — Крещение. Это был единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января назывались Святыми вечерами. После перехода в 1918 году на Григорианский календарь православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января. А Новый год превратился в мероприятие сугубо светское и выпал из святочного цикла.

Праздники в старой Перми

Как и во всей России, в Сочельник последний день Рождественского поста был особенно строгим: нельзя было есть до появления на небе первой звезды. В этот вечер ставили свечу на окно, показывая, что ждут Христа, и застилали пол в жилье сеном в память о том, что Младенец родился в пещере, и его первой постелью стали ясли для скота. Интересно, что серпантин и конфетти – отзвук этого давнего обычая. Наши подарки друг другу тоже пришли из тех времен — они символизируют дары волхвов новорожденному Христу.

В Сочельник люди весь день готовились к празднику, трудились, молились, а вечером садились за постную трапезу, основными блюдами которой были рождественский хлеб (сочень), сочиво (рисовый или ячменный отвар с медом) и рисовая каша — кутья. Обязательно на столе были орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод. Хозяйки старались приготовить 12 блюд или, если не получалось, – нечетное количество.

Пермяки исполняли многие обряды и обычаи, следовали приметам. Люди верили, что это поможет улучшить жизнь, судьбу, принесет богатство и счастье. Рождество полагалось встречать в новой одежде, что обещало достаток в доме, существовали также специальные обряды в хлеву и во дворе, которые должны были обеспечить хороший урожай и приплод скота. Накануне убирали и мыли в доме, выбрасывали старье, покупали новые вещи, свечи, устраивали иллюминацию и запускали фейерверки, зажигали огни на елке. Сегодня многие ритуалы мы повторяем на Новый год. И, будучи в большинстве своем рациональными людьми, все равно, как и наши предки, загадываем желания в надежде, что они сбудутся.

Как пермяки праздновали Рождество
Церковь во имя Всех Святых на Егошихинском кладбище

Но вернемся в Старую Пермь. После трапезы в Сочельник люди шли на ночную службу в церковь. В Перми до 1917 года Святки начинались звоном сотен церковных колоколов. После революции никогда не закрывался лишь один храм — Всех Святых в Разгуляе… А тогда заканчивалась ночная служба — и с раннего утра по пермским домам ходили славильщики, пели песенки-коляды. Хозяева их угощали, давали деньги.

В Перми в это время уже настоящая зима, снег, чего не скажешь о многих других местах России. В 1897 году журналист Кричевский советовал «всем нервно измочаленным столичным воздухом» гражданам на зиму ехать в Пермь. Он писал, что местные жители – спокойные и уравновешенные.

В городе были свои праздничные забавы. Зажиточные горожане катались по Сибирской улице на лошадях, запряженных в казанские сани с запятками. Пассажиров укрывали медвежьим мехом. Кавалеры вставали на запятки саней, в которых сидели знакомые барышни. Ездили не спеша – нарядные, в лучших экипажах. Надо ведь себя показать и на других посмотреть.

До Крещения продолжались колядки, хождение по гостям, маскарады, игры, танцы, гадания. Есть записи директора пермской гимназии Н. С. Попова, сделанные в начале прошлого века. Он сообщает, что простые люди пируют больше недели после каждого храмового праздника, поют и пляшут под аккомпанемент скрипки. К каждому угощению полагалась своя песня – поблюдная.

Между тем, Пермь была городом с культурными амбициями. Например, горожане часто посещали оперу. В 1887-1918 годах в театре давала спектакли и концерты крестьянская опера, организованная попечителем о народной трезвости А. Д. Городцовым. В театре устраивали балы и лотереи. Елочные представления проходили в учебных заведениях. Пермяки много танцевали. В праздничные дни на стол подавали рыбные пироги, гусей, поросят, рябчиков. Но самой любимой едой были пельмени – вареные, жареные или в супе. Провизию горожане закупали в лавках и торговых рядах. Здесь же продавали подарки к празднику. В торговых рядах были «угощательные» заведения.

Когда родилась ёлочка?

Елка, как новогодний и рождественский символ, появилась в России в 1699 году по указу Петра Первого. Но тогда традиция не прижилась, и после смерти императора про нее забыли.

Затем вначале 19 столетия мода на елку снова появилась среди немцев, живших в России, а потом — и во всем государстве. Ель наряжали в Сочельник и убирали в конце Святок. Вторым символом стал таинственный старик-даритель, сменивший множество имён и ставший известным всем нам Дедом Морозом.

В начале Первой мировой войны от елки в России отказались — как от символа, пришедшего из вражеской Германии. Но даже в военное время люди не забывали про праздник.

Как пермяки праздновали Рождество

В годы Первой мировой войны во многих российских газетах и журналах появлялись объявления о сборе подарков для фронтовиков. Желающие могли передать тёплое белье, табак, сапоги, мыло, нитки, иголки, бумагу, карандаши и другие вещи бойцам. Регулярно проходили «кружечные» сборы, которые поддерживали печатные издания.

Сдавали деньги и наши земляки. На собранные пожертвования приобретали подарки. Архивные документы хранят перечень рождественских сюрпризов тех времен: комплект теплого белья, фунта сахара (около 400 гр.), ⅛ фунта чая, ¼ фунта табака, коробка спичек, деревянная ложка, открытое письма с адресом жертвователя (для ответа), поздравление с праздником и жестянка с порошком от насекомых. Каждый подарок был завернут в ситцевый платок. Подарки доставляли на фронт до начала Святок.

Как пермяки праздновали Рождество

Шли годы — менялись традиции. Но праздники все равно оставались в жизни людей. В Перми после Великой Отечественной войны на площади перед Дворцом имени Свердлова в новогоднюю ночь стали устраивать народные гулянья – с горками, скульптурами из снега, зажженной елкой. Пермяки, как и весь советский народ, радовались, что война позади, и мы победили. В ДК имени Свердлова и в ДК имени Ленина стали проводить детские праздники. В то время Рождество отошло на второй план — активно отмечали именно Новый год.

Сейчас каждый решает для себя, что праздновать – Новый год или Рождество. Многие современные пермяки, судя по исследованиям социологов, отмечают оба праздника. А благодаря путанице в датах, у нас теперь есть еще один неофициальный праздник – Старый Новый год.

Оцените статью
( 6 оценок, среднее 4.33 из 5 )
СОЛЕВАР