Пермские легенды: три мифа наместника Кашкина

Пермский хронограф

13 марта по новому стилю 1796 года Пермское наместничество по именному указу императора Павла I преобразовано в губернию. Тогда же из Перми навсегда увезли и наместнический трон, место незримого присутствия на территории государя. В том же году умер Евгений Петрович Кашкин, первый пермский наместник, который привез трон в Пермь. Трон Екатерины II исчез, да и Кашкин оставил после себя несколько мифов.

В поисках утраченного трона Екатерины Великой

Утром 18 октября по старому стилю, 29 октября – по новому стилю 1781 года по пушечному выстрелу от Петропавловского собора Перми до наместнического дворца выстраивается воинская команда в почётном карауле. Вечером Кашкин даёт обед, а потом бал. На бал все мужчины являются в парадных мундирах, а дамы в платьях с длинными шлейфами. Во время празднования рядом с Евгением Петровичем стоит пустой императорский трон. Он символизирует присутствие Екатерины Великой.

Согласно описанию, которое храниться в архивном деле , выглядел он так: «Портрет Екатерины Второй в золоченых рамах, при нем занавес малинового бархата с золотой бахромой и кистями, небольшой балдахин, золоченый с трех сторон, на балдахине деревянный золоченый герб, деревянный купол, обтянутый малиновым бархатом, с золоченой шишкою, кресла золоченые с бахромою, подушкою и таковым же заспинком, рундук (постамент) о двух ступенях обит малиновым бархатом»

Пермские легенды: три мифа наместника Кашкина
На фотографии трон, подобный Пермскому, только без портрета императрицы.

Интересно вспоминал ли Евгений Кашкин, находясь рядом с царским троном, власть которого ему представляло олицетворять в новом обширном наместничестве, обстоятельства своего знакомства с той чей портрет находился рядом? Продвижение Евгения Кашкина по карьерной лестнице начинается с его участия в «расследовании» трагедии, которая разыгралась 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости. В этот день подпоручик Мирович попытался освободить свергнутого в младенчестве императора Иоанна VI. В соответствии с секретной инструкцией, возможного конкурента, и претендента на царский трон немедленно убили. Дело об “убийстве” внимательно изучают, и Кашкин представляет императрице протокол расследования. Именно тогда будущего Пермского наместника и замечает и берет под свое крыло правительница России.

Но вернемся в 1796-й год. Итак, после преобразования наместничества в губернию, трон разбирают и упаковывают в четыре ящика. Багаж отправляют в Петербург с «денежным караваном», то есть под охраной, как бы сейчас сказали инкассаторов. В многочисленных источниках местом его хранения называется Эрмитаж. Но его там нет.

Вот что говорит главный хранитель Государственного Эрмитажа Светлана Адаксина:

«Пытались что-нибудь найти в нашей базе, поиск ничего не выдаёт. Может быть, он и поступал в музей, но мог быть записан под какими угодно другими именами или даже частями. Всё-таки эта история больше похожа на легенду. Везде написано, что сохранились письменные свидетельства, но ни в одном месте нет точного указания на документы. Это обычная практика – как только предмет “получше”, так обязательно должен был попасть в Эрмитаж. Это далеко не так».

Местонахождение трона, находившегося в Перми в конце XVIII века, до сих пор остаётся неизвестным.

Пермь – обитель масонов?

Существует еще одна городская легенда, связанная с первыми жителями и первыми строителями нашего города. Вслед за Кашкиным в Пермь направляются представители известных фамилий. Здесь Лопухин, Васильев, Хвостов, Свербеев, Панаевы, Алябьев, князь Кугушев, барон Штейнгель. Все они направляются в Пермь с намерением создать с нуля город, пропитанный идеями просвещения. Многие из них, вступают в созданную масонскую ложу «Золотого ключа». Организаторы ложи, естественно, не ставили пред собой целей захвата власти, а действовали скорее их романтических побуждений. Среди задач строительство училищ, организация музеев. Возглавил ложу губернский прокурор и директор народных училищ Иван Иванович Панаев. Просуществовала она не долго, и сразу после отъезда Панаева в Казань была закрыта.

Пермские легенды: три мифа наместника Кашкина
Реконструированный герб ложи Перми. Автор символа: ДМ, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=70035874

«Могила проклятой дочери»

Одним из членов Пермской масонской ложи был пермский исправник Александр Иванович Девеллий. Сын известного французского художника Жана де Велье, благодаря необычному виду могилы свой дочери Таисии, породил массу слухов и даже литературных мифов. Подлинное надгробие этой могилы хранится сейчас в Пермском краеведческом музее, а копия по-прежнему на Егошихинском кладбище.

Пермские легенды: три мифа наместника Кашкина

Надпись на могиле гласит «Пермского исправника Девеллия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась января 24 дня 1807 года». Надгробие, сделано в виде круга с пустыми глазницами посередине, и змеей кусающей себя за хвост. Вот так описывает его известный советский писатель Аркадий Гайдар:

«Если бы здесь ползла настоящая кобра, то и это, вероятно, не так бы поразило меня, как то, что я увидел перед собою. Втиснутая краями вровень с землей, лежала в траве заржавленная чугунная плита; и шершавая, грубо высеченная змея, мертвым кольцом охватывая плиту, кусала себя за хвост, а с плиты глядели вверх провалы круглых глаз, треугольного носа и оскаленные зубы страшной рожи».

К истории памятника обращались в свое время Михаил Осоргин и Леонид Юзефович. Известный пермский историк Павел Корчагин выдвигает свою версию, которая кажется наиболее реальной:

«Оцените красоту замысла – девочка маленькая, 6-летняя, сделать обычную чугунную плиту она бы получилась вытянутой, и очень маленькой, смотрелась бы несуразно. Ее размер можно сделать более емким, более, скажем, солидным за счет того, чтоб она по всем сторонам была одинакова. Не квадратную, а круглую. Змея, кусающая себя за хвост – это своеобразная рамка этого памятника. И еще, если вы сейчас посмотрите на плиту в месте где она лежит сейчас, оно на мой взгляд, выбрано неграмотно, плету положили на бетон, и получается что во время дождя здесь образуется небольшой бассейн. Раньше эта плита лежала просто на земле, и через отверстия – через глаза, носовую впадину и рот вырастала зеленая трава. Помните, у Толстого: «Умру, и трава вырастет».

Корчагин считает, что автором проекта памятника сдал дедушка Таисии Девеллий – Жан де Велье, змея на памятники символизирует вечность, а в центр плиты автор поместил череп Адама.

В фильме “Наместник Её величества” можно проследить всю биографию и легенды, связанные с именем Егвения Кашкина.
Оцените статью
( Пока оценок нет )
СОЛЕВАР