Дневник тайной монахини

Пермский хронограф

1946 год. Преподаватель физики одного из Пермских ВУЗов Виктор Плешков обращается к своей старой знакомой Пелагее Силиной с предложением описать на бумаге подробности её жизни. Она соглашается записать воспоминания с одним только условием: «прошу, у кого находятся мои записи, пока я живу, никому не говорить».

Оба они родились в Оханске, и о судьбе своей землячки Виктор Васильевич знал многое. Пелагея – одна из первых насельниц Бахаревского монастыря, была хорошо знакома с Белогорским игуменом Варлаамом (Коноплевым). Во время приезда в Пермь Великой княгини Елизаветы Фёдоровны сопровождала её на Белую гору и в монастырский скит. Присутствовала вместе с игуменом Серафимом (Кузнецовым), при подъёме из шахты тел расстрелянных большевиками членов Царской семьи в Алапаевске.

Открытие Бахаревского монастыря.
Открытие Бахаревского монастыря. Фото: Валентина Николаевна Попова

В миру Пелагея Силина продолжала быть монахиней, а 16 октября 1919 года архимандрит Хрисанф постриг её тайно в схиму в Крестовой церкви с именем Мария. Люди, которые её знали, часто обращались с просьбами – помолиться о них.

После кончины схимонахини Марии (Силиной) Виктор Плешков переписал от руки её воспоминания, добавив свои комментарии. В частности, он описал встречу с известным революционером Михаилом Туркиным.

Революционер Михаил Туркин
Михаил Туркин. Фото: фонд Пермского государственного архива социально-политической истории

Туркин был единственным пермяком, который вернулся вместе с Лениным в опломбированном вагоне из Цюриха. Затем уже в Перми работал личным секретарём у инициатора расстрела великого князя Михаила Александровича – Гавриила Мясникова. После бегства Мясникова за границу Туркина из партии исключили и в привилегиях, которые полагались «старому большевику», отказали. Перед смертью Михаил Туркин спешил излить схимнице свою душу. Он в частности, сообщает, куда чекисты увезли на расстрел архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского).

Принято считать, что революционеры заставили владыку вырыть себе могилу, а затем закопали туда его живьём. Недалеко от Сибирского тракта, в районе, где сейчас находится завод ЖБК-1. Михаил Туркин же в своём разговоре указывал на другое место. Он сообщил, что архиепископа увезли по Казанскому тракту в сторону Верхних Мулов. Направление, указанное в разговоре с Туркиным, пока не исследовалось. 

В 2000 году Русская православная церковь причислила Андроника (Никольского) к лику святых, с этого же времени идут поиски его мощей.

В целом дневник схимницы повествует о жизни священников и верующих в Советском Союзе в период когда церковь фактически находилась в подполье и период небольшого послабления в годы Великой Отечественной войны.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
СОЛЕВАР