Пермские легенды. Привидение из старого зеркала

Пермский хронограф

Изданный в конце прошлого века рассказ уральской писательницы породил классический миф о привидении в Ильинском. Впрочем, сами жители села говорят, что это реальная история середины 19 века стала основой для рассказа Анны Кирпищиковой. Чтобы проверить правдивость легенды, надо всего лишь переночевать в музее.

В этом году исполняется 440 лет селу Ильинскому.  В доме главноуправляющего всеми имениями Строгановых некогда были два примечательных зеркала в чёрных рамах, оба они были изготовлены в Германии. После революции одно из зеркал было утеряно. Второе же всё еще хранится в здании местного краеведческого музея. В нём, как рассказывают жители Ильинского, по ночам появляется призрак. Музейные сторожа утверждают, что часто видят его.

 – В зеркале-то? Да, появляется, –  Видели какие-то мерцания, тени… Было такое серо-белое пятно – ходило, топало, плакало, скрипело… В каждую смену слышны почти какие-то звуки. Много всяких-всяких звуков: вой, плачь, улюлюканье, шорохи, топот!..

Пермские легенды. Привидение из старого зеркала

Первые рассказы об Ильинском привидении были зафиксированы якобы в середине XIX века. А распространение получили на 40 лет позже, сразу после публикации рассказа «Катерина Алексеевна» уральской писательницы Анны Александровны Кирпищиковой. В нём описывается история убийства новорождённого младенца, якобы имевшая место за несколько десятков лет до написания произведения. По версии автора события рассказа разворачиваются в местечке под названием Воскресенское, в котором узнаётся Ильинское. В героях рассказа местные краеведы угадывают реально существовавшие личности. По их мнению, речь идёт о дочери главноуправляющего имениями Строгановых Алексея Игнатьевича Волегова. Действия рассказа разворачиваются в сельском театре. 

Справка: Василий Волегов служил строгановским управляющим 17 лет, дольше всех, и стал фактически примером идеального управленца. Театральные традиции на Урале впрямую связаны со строгановскими вотчинами, в Ильинском театр появился в ХIХ веке по инициативе местной крепостной интеллигенции.

Героиня рассказа Кирпищиковой ведёт себя как настоящая хозяйка в имении. Единственный человек, которого Катерина уважает и побаивается – её отец. Катерина увлечена драматическим искусством. Она сама подбирает для постановки пьесы и выбирает среди местных жителей актёров способных сыграть в постановках. В какой-то момент из столицы где проживает настоящая хозяйка имения в село на покой прибывает любимая горничная графини. Прибывает она не одна, а вместе с сыном. В Петербурге он нахватался великосветских манер и естественно сильно выделяется на фоне своих сельских сверстников.

«Дочь главноуправляющего Катерина сразу же обращает внимание на приехавшего из столицы молодого человека: «Вот эта актёрка будет хорошая», – говорит она, увидев его – Надо его только немного отполировать».

Молодые люди начинают репетировать, вскоре между ними «пробегает искра чувства», возникает роман. Они встречаются тайно, украдкой. Но на селе трудно долго скрывать отношения, и вскоре тайна становиться явной для практически всех обитателей Воскресенского. Пожалуй, единственным человеком, который, ни о чём не подозревал, был отец Катерины.

 Он пытается подобрать для дочери удачную партию. Вскоре из соседнего губернского города Перми в село приезжает важный господин. Он намного старше Катерины, но находясь под отцовским влиянием, девушка соглашается выйти за него замуж. Начинается подготовка к свадьбе. В этот период неожиданно умирает молодой любовник Катерины, а у самой девушки весьма некстати рождается ребёнок. Она решает от него избавиться и отдаёт приказ повивальной бабке: «Надо убрать это скорее. Хочешь, в речке утопи. Хочешь, в землю закопай. Только убери скорее».

Повитуха наотрез отказывается брать грех на душу, и тогда Катерина сама убивает своего ребёнка. После свадьбы она переезжает в Пермь и в имение уже не возвращается. В губернской столице Катерина ведёт внешне благополучную жизнь, муж находится у неё «под каблуком» и во всём ей подчиняется.

Рассказ Анны Кирпищиковой на этом заканчивается. Но вот миф, который он породил только начинает жить. Жители Ильинского легко угадав в рассказе Анны Кирпищиковой реальную историю рождают легенду, согласно которой после своей смерти дочь гланоуправляющего, она в виде призрака вернулась на место своего преступления. И каждую ночь пытается найти своего ребёнка, труп которого согласно той же легенде, Катерина замуровала в стенах многочисленных подземных сообщений, которые шли от дома в село.

Пермские легенды. Привидение из старого зеркала

Легенда о призраке оказалась устойчивей и строгановского имения, которое после Октябрьского переворота национализировали большевики, и дожила до наших дней. Сегодня её с удовольствием расскажут вам сотрудники Ильинского музея, которой располагается как раз в доме главноуправляющего. А если вам удастся договориться и провести ночь в музее возле старинного зеркала, вполне возможно вы сами сможете убедиться в том, насколько эта легенда достоверна.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
СОЛЕВАР