Пермские легенды. Священник, который издавал фэнтези

Пермский хронограф

Пятьдесят лет назад, в 1949 году, ирландский философ и учёный Клайв Стейплс Льюис сдал в издательство первую из семи книг «Хроник Нарнии», цикла, что принес ему всемирную славу и любовь миллионов детей. В России её издали в 90-х, а к первому пермскому изданию приложил руку пермский архиепископ.

В начале 90-х в Перми впервые в постсоветской России публикуют культовую книгу Клайва Стейплза Льюиса из «Хроник Нарнии» – «Племянник Чародея”. В ней писатель объясняет, как появилась Нарния, как в неё попала Белая Колдунья, и почему дети смогли попасть в Нарнию через Платяной шкаф. Белая Колдунья фигурирует в этой книге под именем Джадис, что в переводе с персидского означает «ведьма».

Пермские легенды. Священник, который издавал фэнтези

Эта историю можно было считать проходной, в это время как раз спал железный занавес, и многое из того, что уже давно и с успехом публиковалось на западе стало доступно и русскоязычному читателю, если бы не одно обстоятельство. Готовит книгу к публикации православный архиерей, архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий (Кудюк).  Вот так начинается эта книжка:

«Повесть эта о том, что случилось, когда твой дедушка был ещё маленьким. Её очень важно прочесть, чтобы понять, как возникла связь между нашим миром и Нарнией…»

Намного позже известный общественный деятель и богослов Андрей Кураев напишет:

 «В этих книгах, написанных англичанином и протестантом, более всех имеем нужду мы, русские и православные. Дело не только в том, что у нас практически исчезла христианская литература для детей. Важнее, что эти сказки заполняют пустую нишу в храме православной культуры».

Тогда же в девяностые само сочетание слов “ведьма” и “епископ” для многих казались шоковыми. Рассказывает племянница Анна Макарова:

«У него было необыкновенно трепетное отношение к книгам, то ли это со времён детства, проведённого в сельской школе, то ли со времён заведования библиотекой. Он покупал, выписывал, собирал книги всю свою жизнь. В моём детстве, когда у дяди не было своего дома, и он скитался гонимый властями по приходам, вся его библиотека хранилась у нас, в доме старшего брата – она занимала целую комнату, множество старинных книг. И, конечно, выходившие во всех издательствах страны в те годы: зарубежные и русские классики, и др. А нам – детям – привозил чемоданы книг, у нас всё было – все сказки, всех народов, всех авторов, зарубежная приключенческая литература».

Русский поляк из Гродно

Будущий пермский владыка, в миру Александр Григорьевич Кудюк, родился 18 февраля 1927 года в Польше в русской семье, на территории бывшей Гродненской губернии Российской Империи. Рассказывает племянница владыки Анна Макарова:

«Мои бабушка и дедушка не были крестьянами, для этого в буржуазной Польше надо было владеть землёй. Они жили как бы в местечке таком – Красное Село, был дом, сад, огород, живность какая-то. У бабушки близкий родственник был директором школы, очень большая должность в Царской России, учителя, как известно, даже больше земских врачей получали, и вот бабушка с молодых лет была его помощницей по школьному хозяйству, типа экономки, в общем, при школе была. Вплоть до 45 года и дядя был директором, и бабушка при нём, и дети все в этой школе учились. А дедушка чем только не занимался, но то, что в поле не работал, это я знаю точно. Например, когда вошли советские войска в 39-м, знаю, что пошёл в писари в штаб одной из частей Красной Армии, а потом от поляков пострадал за это…»

В сороковые годы, этого факта в его официальной биографии нет, Александр Кудюк начал учится в духовной семинарии в Варшаве. Но дальнейшее события, связанные с антифашистским восстанием 1944 года, и последившее вслед за этим репрессии со стороны нацистов заставят юношу столицу Польши покинуть. Закончилась война, семья будущего Пермского архиерея поселилась в городе Слониме Гродненской области, недалеко от границы. Александр Кудюк становится послушником в Жировицком Успенском монастыре. Этот монастырь сыграл большую роль в его судьбе. Отсюда он уехал учиться в Москву, после войны семинария открылась в Новодевичьем монастыре.

Пермские легенды. Священник, который издавал фэнтези

В Москве получив образование вначале в духовной семинарии, а затем и в духовной академии, Александр Кудюк постригается в монашество с именем Афанасий, и получает степень кандидата богословия, защитив диссертацию, посвящённую египетскому монашеству IV века. Весной 1984-го, викарий Минской епархии Афанасий получает назначение на Пермскую кафедру, которую будет занимать 18 лет. Именно владыке Афанасию довелось вновь открывать множество храмов и монастырей, в том числе знаменитую Белогорскую обитель.  

По воспоминаниям близко знавших архиепископа Афанасия лиц, владыка отличался прозорливостью и всегда был открыт простым людям. Неторопливо беседуя с пожилой прихожанкой, он порой заставлял терпеливо ждать своей очереди даже губернатора.

Пермские легенды. Священник, который издавал фэнтези

Афанасий пользовался глубоким уважением не только своей православной паствы, но и представителей других конфессий. По его инициативе на рубеже XX–XXI веков в Прикамье, впервые в России, был создан Межконфессиональный консультативный комитет, в который, помимо православного главы Пермской епархии, вошли духовные руководители пермских старообрядцев, мусульман, иудеев, католиков, лютеран, армян. В марте 2002 года архиепископ Афанасий в связи с состоянием здоровья был отправлен на покой.

За год до своей кончины он точно указывал время и место своего погребения. Многие люди, знавшие его хорошо, помнят слова владыки:

«Хочу в Могилёв, но не тот Могилёв, который Могилёв, но тот Могилёв, который могила».

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
СОЛЕВАР