Пермские боги в поисках приюта. Ч. III

Обзор

Два конкурса, российские и европейские архитектурные «звёзды», и многие десятки, а то и сотни миллионов рублей, потраченные на проекты и гонорары. Это краткая история поиска нового здания для Пермской художественной галереи до 2014-года, которую «Солевар» подробно описал в предыдущих частях сериала «Боги в поисках приюта» (ч.I и ч. II) Но апогеем всего, практически библейского квеста, стала покупка целого здания под галерею, с последующим отказом от проекта.

После шквала профессиональной и общественной критики, обрушенной на проект переезда Пермской художественной галереи в здание бывшего Речного вокзала, краевые власти решили сделать «ход конём». Почтенной публике было объявлено, что строить новое здание всё равно не следует, потому что дорого. Но уж если живописный вокзал, находящийся под дамокловым мечом весенних разливов Камы, для размещения «деревянных богов» не годится, всегда можно найти другое подходящее здание.

Скучно, однообразно… и дороговато

Вспомнили, что в качестве одного из вариантов размещения коллекции художественного музея рассматривался корпус бывшего Высшего командно-инженерного училища ракетных войск (ВКИУ) – прямо напротив кафедрального Спасо-Преображенского собора. Здание военного института, в котором, до 1919 года, размещалась пермская духовная семинария, считалось крупнейшим в Перми по площади – 49 тыс. кв. метров. В 2003 году ВКИУ был расформирован и его помещения были приватизированы.

Пермские боги в поисках приюта. Ч. III

В 2009 году, в Пермь приезжали специалисты британского архитектурного бюро Casson Mann Designers. Англичане дали благоприятное заключение о «пригодности» отреставрированных казарм и классов для размещения галерейной экспозиции, и фондов. В 2014 году губернатор Виктор Басаргин и его команда вспомнили о трудах гостей из туманного Альбиона, и предложили им подготовить конкретные предложения. Англосаксы, с присущей им скрупулёзностью, разработали несколько вариантов – от простого «приспособления» казарм под музейные нужды до возведения дополнительных залов и существенной перестройки внутреннего пространства. Рекомендовали, конечно же, радикальное переустройство, поскольку один только вид бывшей обители курсантов-ракетчиков был способен вызвать глубокую депрессию у посетителей. Как выразилась представитель британского бюро, Дайна Кассон, корпус училища «крайне неинтересен внешне и внутренне, имеет весьма однообразные этажи». Выбрали вариант с укреплением несущего каркаса и фундамента и надстройкой дополнительного этажа.

Как писали пермские СМИ, институтское здание, на тот момент будто бы «принадлежало структурам, связанным с председателем совета директоров ОАО «Метафракс», депутатом Законодательного собрания Пермского края Арменом Гарсляном». Стоимость сделки по выкупу этих помещений в собственность Пермского края, по данным издания «Коммерсант-Прикамье», составила от 510 млн рублей. Кроме того, газета «Новый компаньон» в декабре 2014 года проинформировала читателей, что сумма контракта с CassonMann Designers составит порядка 60 тыс. евро.

Пермские боги в поисках приюта. Ч. III

 В бюджете Прикамья на 2015-2016 годы на проект по переезду галереи из кафедрального собора были предусмотрены ассигнования в размере 1,2 млрд рублей. Половина этой суммы предназначалась на ремонт и адаптацию здания под музей.

Многострадальная казарма

В январе 2016 года тогдашний министр строительства и ЖКХ Пермского края Виктор Федоровский пообещал, что не позднее июля состоится конкурс по выбору подрядчика на строительно-монтажные работы.

“Деньги у нас на строительство галереи в бюджете предусмотрены, – заверил глава регионального Минстроя. – На этот год выделяется 600 млн рублей, на следующий год – 90 млн рублей”.

Впрочем, проведение тендера затянулось. Только в феврале-2017 ООО «Строй групп» всё-таки получило выгодный заказ. Стоимость контракта, составляла 810 млн рублей, на работы отводилось 670 дней. Но увы, к началу 2019 «пермские боги» так и не смогли разместиться в преображённых казармах и классах исторического здания, где грызли гранит науки поколения будущих священников и ракетчиков.

В дело вмешались антимономольщики. 10 февраля 2017 года пермское УФАС России отменило итоги аукциона по реконструкции здания для художественного музея.

“Комиссия Министерства закупок края незаконно допустила на аукцион по реконструкции Пермской картинной галереи заявку единственного участника ООО СК “Строй групп”

После подобного фиаско краевые власти как-то неожиданно охладели к идее поместить галерею в многострадальной казарме.

В марте 2018 года правительство региона представило общественности концепцию развития промышленных территорий и береговой линии Камы (разработчик – международное архитектурно-градостроительное бюро MLA+). Авторы новой идеи предложили заменить казарму заводом – а именно, разместить выставочное пространство Пермской художественной галереи и другие культурные учреждения на площадке завода им. Шпагина или неподалёку – в историческом центре Перми XlX столетия.

Пермские боги в поисках приюта. Ч. III
Из презентации бюро MLA+. Сайт mlaplus.com

Занимательно-охранная археология

В декабре прошло года, на заседании совета по культуре при главе Прикамья руководитель бюро SPEECH, Сергей Чобан, презентовал проект здания галереи. Современный дом для шедевров искусства, будет четырёхэтажным строением с панорамным остеклением. Многочисленным критикам, в том числе из числа профессиональных архитекторов, не понравилось предполагаемое место размещения (недалеко от набережной, рядом с Речным вокзалом). Их аргументы вполне логичны – новая площадка точно так же находится в зоне возможного затопления, при весеннем разливе Камы. О других особенностях проекта «Солевар» готовит специальный материал.

Пермские боги в поисках приюта. Ч. III
Из приложения к акту государственной историко-культурной экспертизы.

Однако, даже при условии успешного проведения конкурса на строительство, сама стройка может затянуться на неопределённое время. Согласно заключению госэкспертизы, площадка находится на объекте археологического наследия. Это значит, что археологи уже на нулевой стадии строительства, обязаны начать «спасательные работы». В случае обнаружения не потревоженного культурного слоя, строительная техника будет остановлена, и учёные начнут раскопки, которые могут длиться до года, и более. Ориентировочная стоимость охранных археологических мероприятий на возможном месте строительства картинной галереи в «Первогороде» превышает 12 млн рублей.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
СОЛЕВАР